История

(из Государственного архива Липецкой области)

В. П.Кузовлев, В.В. Перцев, О. А.Саввина
Знакомство с архивными материалами, касающимися народного образования Ельца 70-х годов XIX века, позволяет отметить скудость данных о Елецкой женской гимназии. Но уже первый документ в фонде ГАЛО посвященный ей, дает направление поиска дополнительных сведений. В «Отчете о состоянии и деятельности Елецкой женской гимназии за 1871-1872 гг» оказались материалы о первом учебном годе мужской гимназии и женской прогимназии. Составлял этот отчет директор мужской гимназии П. И. Ладовский, который, как, оказалось, был поставлен руководить всем народным образованием Ельца – с созданием гимназий оно выходило на качественно новый, более высокий уровень развития. После этой находки было естественно предположить, что недостающие сведения о Елецкой женской гимназии можно отыскать в архивном фонде с материалами о Елецкой мужской гимназии, директор которой, как было видно из отчета за 1871-1872 учебный год, курировал работу обеих гимназий. Надежды эти оправдались. Уже один из первых документов из этого фонда (отчет о состоянии и о числе учебных заведений в Ельце за 1872 год), составленный все тем же П. И. Ладовским по приказу Орловского губернатора, подтверждает функционирование в городе двух гимназий: в разделе «гимназии» обозначена мужская гимназия и женская прогимназия. По отчету одновременно существует и уездное женское училище. Причем, из приведенных данных видно, что в женской прогимназии и в женском уездном училище одинаковое количество учениц – по 82
Надо отметить, что первые годы работы мужской и женской гимназий проходят в очень сложных условиях. Как известно, мужская гимназия была открыта в 1871 году, в здании, где до этого времени размещалось уездное мужское училище. Его помещений было явно недостаточно, из-за чего строительство нового здания ставилось во главу угла. Известно, что деньги на эти цели выделил предприниматель С. С. Поляков, заработавший большой капитал на строительстве железных дорог, идущих через Елец. Он же на свои средства организовал в Ельце техническое железнодорожное училище им. императора Александра II (сейчас в его здании располагается техникум железнодорожного транспорта – прим. В.П.). Таким образом, деньги на строительство мужской гимназии имелись. Но на согласование проекта ее здания в различных инстанциях ушло много времени. Поэтому лишь в мае 1874 года «в присутствии многих почетных жителей Ельца была произведена торжественная закладка нового здания Елецкой гимназии, первый камень которой был заложн П. И. Ладовским» . А построено оно было к сентябрю 1875 года.
Судя по всему, положение женской гимназии созданной в одном учебном году с мужской гимназией в 1871 году, было еще более неустроенным. Своего здания прогимназия не имела. По обыкновению того времени помещения для занятий снимались в аренду у частных владельцев. Известная дата завершения строительных работ в мужской гимназии (сентябрь 1875 года) заставляет усомниться в точности общепринятого срока окончания строительства женской гимназии, датируемого обычно 1874 годом. Ведь мужская гимназия не испытывала нехватки средств – они в самом начале были получены от С. С. Полякова. И, тем не менее, ее строительство затянулось. С другой стороны, об источнике, обеспечившем возведение здания женской гимназии, сведения были достаточно неопределенными.
Разрешить все эти вопросы помогла папка архивных документов под названием «Отчет о состоянии Елецкой мужской гимназии за 1875 год ». В нем, как и в отчете за 1871-72 учебный год, приведены данные о мужской и женской гимназиях. Составил его директор мужской гимназии Ф. С. Воронов. Эти документы подтверждают, что женская гимназия находилась под началом директора мужской гимназии, который составлял отчет о работе обоих учебных заведений (отсюда наверняка идет путаница в размещении архивных материалов, когда данные о мужской гимназии оказывались в фондах женской гимназии и наоборот). Из этих же материалов следует, что директор мужской гимназии возглавлял педагогический совет женской гимназии. А сверх того, в списке сотрудников женской гимназии, приведенном в упомянутом отчете за 1875 год, напротив должности директор женской гимназии стоит надпись – «значится в списке мужской гимназии что недвусмысленно указывает на ее директора.
Несомненный интерес вызывает раздел «Помещение женской гимназии» в отчете за 1875 год. Он заслуживает того, чтобы привести его полностью:
«Помещение Женской Гимназии можно назвать отличным: удовлетворяя всем педагогическим и гигиеническим потребностям в отношении размещения классов, отопления и вентиляции, оно имеет особые помещения для обучения танцам, музыки, библиотеки, физического кабинета и квартиры начальницы. Здание это построено к ноябрю 1875 года на счет города, потратившего на него 100 тысяч рублей.
Первоначальная мысль об устройстве этого здания возникла в Попечительном Совете Женской гимназии, председатель которого потомственный почетный гражданин Мелитон Николаевич Волуйский особенно горячо взялся за проведение в исполнение этой мысли; когда представлено это было дело в Городскую Думу, то г-н Волуйский нашел там такого же горячего поборника этой мысли в лице городского головы, потомственного почетного гражданина Петра Сергеевича Хренникова. Влияние этих двух лиц склонило общество к пожертвованию сначала 60 тысяч, а потом еще 40 тысяч на постройку здания женской гимназии, а неутомимая энергия их, в продолжении двух лет, привела в исполнение задуманное дело.
Так что здание начато было в апреле 1874 года, а совершенно окончено к ноябрю 1875 года. В дополнение к такому роскошному зданию Попечительный Совет озаботился устройством новой классной мебели, приобретением учебных пособий и проч.».
Приведенный документ снимает все вопросы относительно начала и окончания строительства здания Елецкой женской гимназии, источника его финансирования. Кроме того, благодаря этому отчету, мы воскрешаем имена елецких потомственных граждан М. Н. Волуйского и П. С. Хренникова, чья «неутомимая энергия» позволила создать в Ельце женскую гимназию, в здании которой продолжает нести свет образования теперь уже физико-математический факультет Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина.
 
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
 
М.А. Аверьянова, В. П.Кузовлев, О. А.Саввина

 

Физико-математический факультет – ровесник нашего вуза.
В августе 1939 г. подписан приказ об учреждении в г. Ельце учительского института в составе трех отделений: физико-математического, литературного и исторического. Директором института был назначен кандидат исторических наук С.А. Комиссаров. Первый набор студентов составил 225 человек.
Главная задача института состояла в подготовке учителей для семилетней школы. Полное высшее образование выпускников пока оставалось только перспективой. В связи с этим курс обучения был рассчитан на два года. Заметим, что само обучение было тогда платным и составляло 150 рублей в год.
Институт располагался в двух зданиях. В здании на улице Ленина находились учебные аудитории, лаборатории, физический кабинет, кабинет марксизма-ленинизма, небольшая часть площади была выделена преподавателям под жилье. Во втором здании на ул. Октябрьской размещалось студенческое общежитие.
Подготовку студентов первоначально осуществляли 3 кафедры: основ марксизма-ленинизма и истории, языка и литературы, физики и математики.
На кафедре физики и математики был подобран прекрасный преподавательский состав. Особо выделялись профессионализмом Александр Иванович Петров и Александр Дмитриевич Даев.
А.И.Петров – выходец из знатного купеческого рода. Еще до революции в 1906 г. он окончил Московский университет. Александру Ивановичу посчастливилось быть учеником знаменитого физика, специалиста в области аэродинамики, «отца русской авиации» Н.Е.Жуковского. А.И. Петров преподавал математику сначала на елецком рабочем факультете, а затем в учительском институте.
Выпускники учительского института с большой теплотой и восхищением вспоминают удивительные лекции этого педагога по высшей математике (в том числе по аналитической геометрии), его аккуратные записи на доске, выполненные отточенным каллиграфическим почерком.
Александр Дмитриевич Даев - представитель знатного рода елецких купцов Деевых (очевидно, в годы революции Александр Дмитриевич намеренно изменил букву в фамилии). Так же, как и Петров, Даев до революции учился в Московском университете у Николая Егоровича Жуковского. Впоследствии уже своим ученикам он рассказывал следующий яркий эпизод, произошедший в его студенческую бытность .
Однажды Александр сдавал экзамен по физике самому Жуковскому. Экзаменатор слушал и стал засыпать. Студент, заканчивая свой ответ, ошибся. В этот момент Жуковский неожиданно приободрился и указал на ошибку. Экзамен не был засчитан, т.к. Жуковский требовал безошибочного ответа. Для студентов было счастьем, если экзамены сдавались со второго раза. Этот эпизод вспоминал А.Д. Даев тогда, когда требовалось утешить студентов, которым не удавалось сдать экзамен с первого раза.
В 1942 году из Орловского педагогического института к нам переводится математик Трофим Ильич Поподько, который сначала возглавил кафедру, а вскоре и институт (был назначен директором в 1944 году).
Знаменательный первый выпуск учительского института совпал с трагическим периодом в жизни нашей страны. Он состоялся в 1941 году.
Несмотря на тяжелое военное время институт, хотя и с перерывами, продолжал готовить учителей.

В 1941 году был сделан очередной набор студентов. Первокурсники, проучившись в сентябре неделю, выехали на сельскохозяйственные работы в село Становое, но, вернувшись в Елец, к занятиям не приступили [9] . В связи с оккупацией города Орла студенты были распущены, а почти все преподаватели и сотрудники рассчитаны.
В декабре работа института была возобновлена, в начале января был объявлен дополнительный прием на I и II курсы всех факультетов, и студенты вновь приступили к занятиям. Несмотря на постоянные бомбежки, из-за которых прерывались занятия, привлечение студентов к подготовке оборонительных сооружений и прочие тяготы и лишения, вызванные войной, в первом полугодии 1942 г. учебная программа за 1941-1942 учебный год на всех трех отделениях института была выполнена полностью.
Такой поистине героический труд преподавателей и студентов стал возможным благодаря увеличению количества аудиторных занятий, более насыщенной самостоятельной работе студентов, отмене каникул и, конечно, необыкновенной ответственности, сплотившей весь народ перед лицом грозной опасности.
Более того, в 1942 г. открывается заочное отделение учительского института. И вскоре количество обучающихся заочно значительно превысило число студентов дневного отделения.
Нельзя не отметить такой любопытный факт, что и в тяжелые годы войны, и в первое послевоенное время в учительском институте активно велась научно-исследовательская работа. Существенную финансовую поддержку оказывало государство. Только в 1944-1945 учебном году в Елецком учительском институте на научные командировки для работы над диссертациями и организацию процедуры защиты было выделено 12 тыс. рублей. Такое внимательное отношение к науке не замедлило сказаться и на результатах. Одна за другой в институте защищаются кандидатские и докторские диссертации, среди них работы, выполненные преподавателями физико-математического отделения: «Профессионально-педагогическая подготовка студентов Учительского института» Т.И.Поподько (1952г.), «Некоторые вопросы преподавания тригонометрии в школе» Н.Н.Шоластера (1953г.), «Исследование структуры аморфных окисей алюминия на основе общей теории рассеяния» Т.М.Середы ( 1954г.).
К 1950 году на кафедре физики работало 4 преподавателя, на кафедре математики – 6. До наших дней сохранились сведения о штатном составе отделения на 1950-1952 гг.:

 

Ф.И.О. Наименование должности Образование Стаж работы в этом вузе
К.Д. Козлов
(физ. лаборатория)
лаборант Незаконченное высшее 16 лет
И.И. Малявин
(физ. лаборатория)
лаборант Среднее спец. уч. заведение 1 год
Е. П. Мартынова
(кабинет методики)
лаборант Учительский институт 2-й год
В. Б. Суслов
(физ. лаборатория)
старший лаборант Радиотехнический техникум 1-й год

 

В 1953 г. Елецкий учительский институт преобразован в педагогический. Исторический факультет переведен в недавно открытый Липецкий педагогический институт. На I курс оставшихся двух факультетов было принято 150 человек (по 75 студентов на физико-математический факультет и факультет русского языка и литературы). Курс обучения на физико-математическом факультете теперь длится 5 лет.
В 1955 г. вышел в свет I том «Ученых записок», представивший статьи ведущих преподавателей института.
В этом же году на базе физико-математического факультета открылась новая специальность: физика и основы производства. Новое отделение вошло в историю как физико-технический факультет. Ведущей кафедрой в то время являлась кафедра физики. К 1955 году на кафедре было всего три преподавателя: Акепсимов Серафим Константинович, Середа Тихон Максимович, Горскова Лидия Георгиевна. Рождение нового отделения стимулировало развитие кафедры физики. Здесь появились молодые, энергичные, деятельные преподаватели: выпускница Воронежского университета Мария Дмитриевна Морозова; выпускник Петрозаводского университета Яков Моисеевич Пинский; выпускница Ленинградского педагогического института Ирина Николаевна Шульц (Нужнова). Кафедра пополнилась новыми специалистами –отличными инженерами. Среди них: инженер-радиотехник Валентин Захарович Гура; инженер-механик Андрей Павлович Дмитриевский, военный инженер Владимир Васильевич Шолохов; инженер-технолог Михаил Захарович Рохлин; инженер, изобретатель Венедикт Антонович Копаев. По воспоминаниям И.Н. Нужновой, «к началу 1960-х гг. были существенно обновлены лаборатории механики и молекулярной физики, электричества и оптики, техники школьного эксперимента, вновь созданы лаборатории спецпрактикума, электротехники, технологии материалов, кабинеты машиноведения, технических средств обучения и кино, слесарные и столярные мастерские, кабинеты изучения автомобиля и трактора. Студенты проходили практику на заводе «Гидропривод», Элементном заводе».
Во второй половине 60-х гг. интерес к политехнизации постепенно ослабевает и ориентация факультета изменяется. Теперь здесь готовят учителей по двум специальностям: учитель математики и физики или учитель физики и математики.
На этот период как раз приходится начало расцвета педагогической деятельности блестящего математика В.Ф. Гузняева, который возглавил кафедру математики. Многочисленны и содержательны воспоминания современников об этом удивительном человеке.
Честность, принципиальность, аккуратность, а вместе с тем удивительная готовность всегда придти на помощь составляли жизненное кредо В.Ф. Гузняева.
Под руководством В. Ф. Гузняева на кафедре математики работали такие известные в области и городе преподаватели, как И.В.Макаров, В.В.Никольский, В. П. Ширяев, В.И. Малютин, Т.А. Позняк, М.А.Аверьянова, В.С.Авраменко, А.П.Щепотьева, В.А.Тарова. При его непосредственной и активной помощи защитили диссертации Н.П.Фаустова, А.В.Агибалов
Откликаясь на новые социальные потребности в учителях информатики и естествознания, в 1987 г. на факультете открываются новые специальности: математика и информатика, математика и естествознание.
В 1998 году на базе физико-математического факультета образован инженерно-физический факультет. Сегодня на инженерно-физическом факультете осуществляется подготовка по двум специальностям: физика с дополнительной специальностью сервис, сервис.
Во главе физико-математического факультета всегда находилось мудрое руководство.
Первый обнаруженный источник, касающийся назначения заведующим физико-математическим отделением С. К. Акепсимова, датирован 1950 г. Это был приказ, подписанный заместителем начальника ГУВУЗов МП РСФСР.
Таким образом, С. К. Акепсимов был первым, кто в должности заведующего возглавил физико-математическое отделение, т.е. «родословная» деканата ведет начало от С. К. Акепсимова. Факультет в хронологической последовательности возглавляли:
  1. Серафим Константинович Акепсимов (1950-1967 гг.),
  2. Евгений Никанорович Дерюгин (1967 – 1970гг.),
  3. Виктор Владимирович Никольский (1970 -1973 гг.),
  4. Илья Ильич Сафонов (31 августа 1974 г. - 16 декабря 1975 г.),
  5. Иван Степанович Глотов (декабрь 1975г.– сентябрь 1977г.),
  6. Иван Иванович Белогривов (1977-1978 гг., 1983-1985 гг)
  7. Владимир Ефимович Медведев (1978-1980 гг.),
  8. Ирина Николаевна Нужнова (1980 – 1982 гг.),
  9. Магомед Амиргаджиевич Агаев (1983 г.)
  10. Маргарита Александровна Аверьянова (1986 -2004 гг.),
  11. Ольга Алексеевна Саввина (2004 - 2006г.)
  12. Трофимова Елена Ивановна (c 2006г.)
О некоторых из них следует рассказать подробнее.
 
Штатная единица декана физико-математического факультета была утверждена в 1955 г. Первым деканом физико-математического факультета был назначен старший преподаватель кафедры физики С. К. Акепсимов «с оплатой в размере 50% основного должностного оклада, т.е. 825 руб. в месяц».
 

 

Акепсимов Серафим Константинович родился в 1905 году в г. Лебедянь Рязанской области в семье служащих. Отец из мещан, работал дворником, сторожем. Серафим рано потерял родителей. Как пишет он в своей автобиографии, «с 1917 г. по 1923 г. был беспризорным», а затем жил у дальней родственницы и учился в девятилетке.
После окончания школы в течение двух лет Серафим Константинович трудился рабочим на стройке «Ростовского Холодильника», а в 1927 г. был направлен на курсы по подготовке в вуз.
В 1928 –1932 гг. учился в Воронежском педагогическом институте, по окончании которого работал в различных учебных заведениях г. Воронежа и Воронежской области, занимая разные должности: преподавателя физики; директора ветеринарного техникума; зав. учебной частью; методиста Воронежского института повышения квалификации кадров народного образования; ассистента кафедры физики и заместителя декана физико-математического факультета.
Во время Великой Отечественной войны принимал участие в боях на Сталинградском, Центральном и Белорусском фронтах. За время службы в Советской Армии С. К. Акепсимов прошел путь от рядового солдата до гвардии капитана. Был награжден медалями «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией».
Демобилизовавшись по собственному желанию, С К. Акепсимов вновь возвращается к педагогической деятельности. В 1947 г. он зачислен преподавателем кафедры физики Елецкого учительского института. Далее – заместитель директора по заочному обучению, в 1948 г. – заведующий кафедрой физики, с 1 сентября 1950 г. – заведующий физико-математическим отделением.
Большое внимание С.К.Акепсимов уделял укреплению материально-технической базы кафедры физики и факультета в целом. Им был создан кабинет техники школьного эксперимента, в котором поставлены новые работы, не описанные в методической литературе.
С.К.Акепсимов вел большую общественную работу: 5 лет был председателем месткома института, 8 лет – парторгом института, 18 лет - депутатом городского совета (от 2-го до 10-го созыва).
 

 

Дерюгин Евгений Никанорович родился в слободе Поповка Кашарского района Ростовской области в семье крестьянина-середняка. Окончил сначала училище (5 классов), затем школу II ступени с педагогическим уклоном и, наконец, математическое отделение Ставропольского педагогического института.
Работал преподавателем математики на курсах подготовки в вуз при Северо-Кавказском Зоотехническом институте в г. Ставрополе, затем заведующим учебной частью Петровской средней школы Ставропольского края.
С 1937 г. - заведующий учебной частью и преподаватель математики в Черкесском педучилище, затем – и.о. заведующего кафедрой физики и математики и старший преподаватель Черкесского учительского института.
С 7 марта 1942 г. по апрель 1945 г. служил в рядах Советской Армии.
В 1957 г. приказом по Министерству просвещения был назначен на должность зам. директора по научной и учебной части Елецкого пединститута.
 
Виктор Владимирович Никольский родился 7 ноября 1912 г. в г. Курске в семье служащего. В 1931 г. окончил школу с педагогическим уклоном и поступил работать учителем начальных классов в школу №1 станции Болшево Мытищинского района Московской области. В 1934-1936 гг. учился на математическом отделении Московского государственного педагогического института им. А. С. Бубнова (позже – им. В.И.Ленина). Дипломная работа «Приближенное представление непрерывных функций рядами полиномов» была защищена студентом В. В. Никольским на «отлично».
В 1936-1939 гг. – служил в Советской Армии, затем до 1941 г. преподавал математику в средней школе. С 1941 г. по 1946 г. находился на фронтах Отечественной войны, где прошел путь от командира взвода управления до начальника штаба артполка. За участие в боях награжден пятью орденами и четырьмя медалями.
Демобилизовавшись из рядов Советской Армии в звании «майор артиллерии», поступил преподавателем математики в Курский техникум железнодорожного транспорта, откуда в 1953 г. был переведен в Елецкий техникум железнодорожного транспорта преподавателем математики.
С 1962 г. зачислен преподавателем на кафедру математики Елецкого государственного педагогического института. Имея за плечами богатый педагогический стаж, Никольский блестяще проводил занятия по методике преподавания математики. В 1973 г. «за успехи в работе по подготовке кадров для народного образования» В.В. Никольский награжден значком «Отличник просвещения СССР».
 
 

 

Илья Ильич Сафонов родился 12 августа 1920 г. в г. Новохоперске Воронежской области в семье учителей. Рано потерял родителей и воспитывался сначала в семье дяди, а затем у тети в Москве.
В связи с отъездом тети с семьей за границу, в Финляндию, был отправлен в школу-интернат им. С. Т. Шацкого.
По окончании школы в 1938 г. поступил на химический факультет Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова. Но, отучившись два курса, в связи с тяжелым материальным положением был вынужден бросить университет и поступить в военное училище.
С первых дней войны принимал участие в боях на Брянском и Юго-Восточном фронтах. После тяжелого ранения в 1942 г., в результате которого полностью потерял зрение на левый глаз, служил в тыловых частях. После демобилизации из армии работал преподавателем физического воспитания в г. Глазове Удмуртской АССР, а в 1949 г. приехал в Елец.
Сначала работал бухгалтером и одновременно учился на физико-математическом факультете Елецкого учительского института. В 1952 –1956 гг. обучался на физико-математическом факультете Московского заочного педагогического института, который окончил с отличием.
С 1957 г. работал учителем физики и по совместительству преподавателем на кафедре физики в Елецком государственном педагогическом институте, а с 1968 г. работал на полную ставку в институте.
 
 

 

Иван Степанович Глотов – единственный декан, который не имел физико-математического базового образования. И. С. Глотов родился в местечке Жиздра Калужской области. После службы в Советской Армии И. С. Глотов поступил в Борисоглебский педагогический институт на исторический факультет, затем окончил аспирантуру в Воронежском государственном педагогическом институте по специальности «политэкономия».

 

 

Иван Иванович Белогривов родился в 1931 г. в городе Талды-Кургане в семье служащих. Отец работал в отделении связи. После окончания школы Иван поступил на физико-математический факультет Казахского университета им. С.М.Кирова. Окончив университет с отличием он преподавал высшую математику в Усть-Каменогорском пединституте, затем работал деканом факультета. 

 

В 1967 г. (в год завершения обучения в аспирантуре Московского государственного педагогического института им. В.И.Ленина) И. И. Белогривов защищает диссертацию на тему «О трансцендентности и алгебраической независимости значений Е-функций некоторых классов» и получает ученую степень кандидата физико-математических наук.
С 1967 по 1975 гг. работал старшим преподавателем, заведующим кафедрой алгебры и теории чисел, деканом физико-математического факультета и проректором по учебной работе Усть-Каменогорского пединститута. В 1975г. назначен ректором Джезказганского педагогического института.
В 1977 г. И. И. Белогривов приезжает в Елец и избирается на должность заведующего кафедрой математики с одновременным исполнением обязанностей декана физико-математического факультета.
В 1983 г. И.И. Белогривов вновь назначен деканом факультета, но по болезни был вынужден уволиться по собственному желанию в 1986 г.
 
 

 

Медведев Владимир Ефимович родился 13 мая 1947 г. в г.Сокол Долинского района Сахалинской области. В 1965 г. окончил школу в г. Алма-Ата, в 1970 г. – физический факультет Казахского государственного университета им.С. М. Кирова. Одаренного выпускника сразу отметили, и он был рекомендован к поступлению в аспирантуру. В 1970-1973 гг. Владимир Ефимович – аспирант Alma Mater по специальности «физика твердого тела». Затем - инженер Казахского НИИ автотранспорта, далее – старший инженер Казахского государственного университета. В 1974-1976 гг. – старший инженер Института ядерной физики Академии наук. Именно в этот период он защитил кандидатскую диссертацию на тему «Исследование аномально-фотопроизводящего полупроводника как датчика температуры светового источника».
С 1976 г. по 1978 г. В. Е. Медведев являлся зав. кафедрой Джезканганского ГПИ. В 1978 г. он приезжает в Елец. Теперь его научные исследования проводятся на елецкой почве. Он заведует кафедрой физики, работает деканом.
В 2000 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора педагогических наук на тему «Дидактические основы межпредметных связей в профессиональной подготовке учителя (на примере естественнонаучных и технических дисциплин)».
Энергичная и многосторонняя деятельность В.Е. Медведева была высоко оценена государством. В 2002 г. он был награжден знаком «Почетный работник высшего профессионального образования РФ».
 
 

 

Ирина Николаевна Нужнова (Шульц) родилась в городке Чудово Ленинградской области в семье учителей. Отец, Шульц Николай Тимофеевич, географ по специальности, работал учителем вплоть до самой смерти. Во время Великой Отечественной войны служил офицером Советской Армии.
В 1949 г. Ирина Николаевна поступила на физико-математический факультет Ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена. Затем следуют блестящая учеба, диплом с отличием. В 1953 г. она рекомендована и принята в аспирантуру по кафедре экспериментальной физики.
По окончании аспирантуры И.Н. Нужнова приезжает в Елец и сразу же включается в работу кафедры физики. Молодая, изящная, красивая и необыкновенно умная преподавательница очаровывала своими знаниями, тактом, прирожденной интеллигентностью не только студентов, но и преподавателей. В 1980 г. назначена на должность исполняющей обязанности декана физико-математического факультета, а с января 1983 г. – проректором по отделению заочного обучения.
 
 

 

Магомед Амиргаджиевич Агаев родился 10 ноября 1949 г. в с. Кани Кулинского района Дагестанской АССР. В 1972 г. окончил с отличием математический факультет Дагестанского государственного университета, с 1976г. по 1979 г. обучался в аспирантуре при кафедре математического анализа Ленинградского государственного педагогического института им. А.И.Герцена. В 1980 г. в Институте математики и механики Академии наук Азербайджанской ССР защитил диссертацию на тему «Проблема насыщения для различных линейных операторов» по специальности 01.01.01 – математический анализ на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук. С 1979 г. М.А.Агаев читал лекции по математическому анализу в Елецком государственном педагогическом институте. Его лекции отличались безукоризненной четкостью и ясностью. Своей огромной энергией и горячей любовью к математике М. А. Агаев привлекал студентов и пользовался у них непререкаемым авторитетом. На экзамене он вел себя необычайно доброжелательно, но все студенты готовились к экзамену весьма тщательно, т.к. знали, что никому не удастся уйти от вопросов: «Откуда это следует?», «Почему именно так?».
 
 

 

Маргарита Александровна Аверьянова – коренная ельчанка, родилась в 1942 г. в семье учителей. М. А. Аверьянова - выпускница нашего факультета С 1964 г. работала учителем математики, а в 1969 г. поступила на работу в родной институт. В 1985 г. возглавила физико-математический факультет. М. А. Аверьянова руководила факультетом весьма длительное время и немало сдел ала для его развития и процветания. Именно благодаря ее усилиям открывались новые специальности, а факультет оставался образцом дисциплинированности и ответственности.
В 2002 г. М. А. Аверьянова была награждена знаком «Почетный работник высшего профессионального образования РФ».
За время своего существования физико-математический факультет подготовил огромное количество учителей математики, физики, основ производства и информатики. Некоторые выпускники заявили о себе как видные работники образования, ученые, государственные и общественные деятели, а также известные спортсмены. Наш факультет закончили известные ученые В. А. Веракса, А. Б. Завьялов, А. М. Михайлов, П. М. Моченов, О. В. Тузлуков и др.
С особой гордостью мы отмечаем тот факт, что нашими выпускниками являются ректор Елецкого государственного университета им. И.А.Бунина, доктор педагогических наук профессор В.П. Кузовлев, заведующий кафедрой педагогики, доктор педагогических наук профессор Е.П.Белозерцев, доктор физико-математических наук профессор Ю.Н.Меренков.
Считаем уместным отметить неоценимые заслуги В. П. Кузовлева в деле развития института и придания ему статуса университета, а также его выдающуюся роль в значительном расширении материально-технической базы нашего учебного заведения.
В последнее десятилетие многие выпускники факультета пришли на его кафедры, защитили кандидатские и докторские диссертации: Е.В.Андропова, С. В. Волобуев, С. Н. Дворяткина, Е. В. Кондакова, Н. Г. Подаева, Т. Е. Рыманова, О. А. Саввина, Т. М. Сафронова, Г. А. Симоновская, Л. В. Филимонова, Е. И. Трофимова, Д. А. Таров, Н. В. Черноусова и др.
Сегодня на факультете подготовку студентов осуществляют высококвалифицированные преподаватели 4 кафедр: алгебры и геометрии, математического анализа и элементарной математики, физики, вычислительной математики и информатики.
Научный потенциал факультета растет. На факультетских кафедрах работают 60 дипломированных специалистов, в их числе 8 докторов наук, 23 доцента и кандидата наук.
 
В круг научных исследований активно вовлекаются студенты факультета, лучшие из которых рекомендуются Государственной аттестационной комиссией для поступления в аспирантуру.
Преподаватели кафедр работают над проблемой совершенствования подготовки студентов. Значительное место отводится использованию современных информационных технологий.
В 2003-2004 учебном году на факультете состоялся первый набор по специальности «Прикладная математика и информатика» с присвоением выпускникам квалификации «Математик, системный программист».
Мощный импульс научно-исследовательская работа на факультете получила с открытием аспирантур по следующим специальностям:
01.01.02 Дифференциальные уравнения;
01.04.07 Физика конденсированного состояния;
05.13.18 Математическое моделирование, численные методы и комплексы;
13.00.08 Теория и методика профессионального образования;
13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (математика, уровень профессионального образования).
В авангарде научно-исследовательской работы, проводимой на факультете, - доктор физико-математических наук Василий Васильевич Корниенко, доктор физико-математических наук Олег Викторович Кондаков, доктор физико-математических наук Юрий Николаевич Меренков, доктор педагогических наук профессор Наталия Георгиевна Подаева, доктор педагогических наук Ольга Алексеевна Саввина. Названные ученые прославляют наш университет своими научными успехами, являются наставниками аспирантов.
В связи с открытием аспирантуры задачи и перспективы факультета значительно расширились. Наряду с подготовкой компетентных учителей математики, ярко обозначилось еще одно ответственное (особенно в условиях провинциального вуза) направление деятельности – подготовка научных кадров. Сложившийся коллектив отличается трудолюбием, упорством, беззаветностью служения науке и образованию, что позволяет надеяться, что и с этой задачей он справится.
Мы уверены, что и в будущем не перестанем гордиться своими выпускниками. И, следуя традициям отечественного университетского образования, мы намерены сосредоточить все свои усилия на трех главных направлениях: наука, учеба, просвещение.

 

Литература
  1. ГАЛО. Ф. Р-1135. Оп.1. Д. 32. Штатное расписание с приложением на 1950 г. Л.25.
  2. ГАЛО. Ф. Р-1135. Оп.1.Д. 31.Штатное расписание и штатный формуляр преподавателей и учебно-воспитательного персонала института. Л.14-22.
  3. Архив Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина. ЕГПИ. Ф.1. Д.144-15. Сафонов Илья Ильич- старший преподаватель кафедры физики. Л.37-39
  4. Архив Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина. ЕГПИ. Ф.1. Д.144-15. Акепсимов Серафим Константинович. Л. Автобиография.
  5. Елецкий краеведческий музей. Ф. Рабочий факультет.
  6. Музей Елецкого государственного университета им. И.А.Бунина. Ф. ЕГПИ. История физико-математического факультета: кафедры физики и математики.
  7. Белькова Н. А. Учительский институт в 1939-1945-е годы.) // Становление культурно-образовательной среды Липецкой области (Елецкий край). Елец-Липецк, 2004
  8. Горскова Л.Г. Елецкий рабфак (1919-1939гг.)// Становление культурно-образовательной среды Липецкой области (Елецкий край). Елец-Липецк, 2004. С.407-415
  9. Краснова С.В., Нужнова И.Н. Елецкий педагогический институт в 1960-1970-е годы // Становление культурно-образовательной среды Липецкой области (Елецкий край). Елец-Липецк, 2004. С.449.

ИНСТИТУТ В ГОДЫ ВОЙНЫ
 

Период подготовки Елецкого учительского института к эвакуации начался с 1 октября 1941 года. Оборудование кабинетов, библиотека, иные ценности были подготовлены к переезду. Как свидетельствуют дальнейшие октябрьские приказы, транспорта для этого перевоза в Мичуринский учительский институт не нашлось ни в Ельце, ни в Мичуринске. До 1 ноября почти все преподаватели и сотрудники были рассчитаны.
В соответствии с решением бюро Орловского обкома ВКП(б) и облисполкома (которые в связи с оккупацией г. Орла размещались в Ельце) директором ЕУИ был назначен Иван Захарович Деркачев. До эвакуации он был заместителем директора по учебной части и читал лекции по советской литературе. Бывший директор С.А. Комиссаров куда-то пропал, так что его пытались даже искать по месту жительства в Нальчике. Мало ли что могло произойти во время войны и бомбежек?
После 2-месячного перерыва институтская книга приказов начинается вновь с приказа №1 от 24 декабря 1941 г. о возобновлении работы института.
В начале января 1942 года объявляется дополнительный прием на I и II курсы всех факультетов. К 15 января было зачислено 130 студентов. Кроме занятий, студенты и все работники привлекались для оказания помощи городу по восстановлению промышленности.
К этому времени линия фронта отодвинулась примерно на 90 км от Ельца до станции Верховье. Все школы в центральной части Ельца, кроме лучковской, были заняты под госпитали, и студенты института поочередно дежурили в них. В связи с эвакуацией многих жителей Ельца учащихся в городе стало меньше. Все они были объединены в одну школу № 11, занятия которой проходили в основном корпусе института на ул. Ленина. Под учебные классы школьникам были отведены почти все аудитории 2-го этажа.
Мне вместе со сверстниками памятна эта пора, так как мы окончили 10-й класс именно в этом здании. Было тесно - студенты вместе со школьниками разных возрастов. К тому же занятия иногда прерывались воздушными тревогами, когда всем надо было спускаться в подвальное помещение здания. Благо, что оно было вместительным. В феврале последовало напоминание студентам о необходимости внесения платы за обучение за второе по лугодие. А первое-то, оплаченное полугодие состояло только из одного сентября! Стипендия по-прежнему выдавалась только круглым отличникам, но для всех студентов - завтраки и обеды по талонам.
Вскоре из студентов были сформированы группы самозашиты (звенья наблюдения, химическое, пожарное, санитарное). Начальником штаба был директор института Деркачев. В связи с военным временем ужесточалась дисциплина. Запрещалось выезжать из города без разрешения директора института. Учеба совмещалась с необходимостью участия в подготовке оборонительных сооружений. В те годы не было специальной техники для рытья траншей и котлованов, и противотанковые рвы копались вручную лопатой и киркой. Отказ от участия в этих работах приводил к отчислению и направлению в мобилизационный отдел горисполкома. За успешную работу на оборонительных сооружениях отдельным студентам в качестве поощрения выдавали по одному куску туалетного мыла. Для основной массы студенток это было в то время настоящей роскошью. К тому же в работе легче переносился холод, чем в аудиториях, где замерзали от холода чернила и коченели пальцы.
Близкий фронт и многочисленные госпитали требовали подготовки медсестер, и она была предусмотрена специальными курсами.
5 мая 1942 года было объявлено, что до начала экзаменационной сессии осталось всего 2 месяца. И.3. Деркачев, работавший над кандидатской диссертацией, перешел на должность зам. директора по учебной части, а директором утвержден Юрий Яковлевич Рожков. И вот неожиданный приказ от 5 июля 1942 г.: "Согласно распоряжению Орловского облисполкома с 5 июля 1942 года занятия в Елецком учительском институте временно прекратить до особого распоряжения". Вслед за этим были освобождены от работы 16 преподавателей.
Мы, бывшие десятиклассники, не предполагали ничего страшного. На машине с военными ехали в город студенчества Воронеж со своими аттестатами, и вдруг на полпути нам сообщили, что немцы уже в Воронеже. И невозможно было предположить, куда фашисты двинутся дальше. Это несколько позже стало известно, что немцы взяли курс на Сталинград.
Деятельность института возобновилась в августе. В начале августа всем работникам предложили явиться на полевые работы в подсобное хозяйство. Все лето сотрудники института провели на трудовом фронте. Только 8 сентября был подготовлен список о допуске к госэкзаменам: на литфаке - 20 человек, на физмате - 8 человек. Принимались усиленные меры к обеспечению набора студентов на 1942-43 учебный год. С командировками в районы выезжал сам директор Рожков и его зам. Деркачев.
Для поддержания стимула к учебе по распоряжению облисполкома накануне сентября 1942 года была предусмотрена выдача продовольственных и промышленных карточек. Таким образом, студентов приравнивали к рабочим. В начале сентября началось восстановление в должности уволенных преподавателей. Зачисление студентов на 1-й курс происходило в течение всего октября (приказами от 6, 16 и 29 числа) и даже в ноябре. Начало занятий назначено на 1 октября и в связи с этим отменялись зимние каникулы.
После неудачной попытки добраться до Воронежа я поступила на физико-математическое отделение. На первый курс было набрано 150 студентов. Наряду с учебными занятиями вводилось и ночное дежурство студентов по институту. В столовой были организованы обеды по талонам. На всю жизнь с того времени нам запомнились постоянные рассольники из зеленых помидоров и чечевицы и каша - тоже из чечевицы.
В начале декабря 42-го в преподавательский состав включили Трофима Ильича Поподько, проработавшего в течение 8 лет в Орловском пединституте. Он стал завкафедрой математики. В соответствии с инструкцией ВКВШ и постановлением СНК СССР "Об ученых степенях и званиях" в институте вышел приказ о присвоении ученых званий ассистентов почти всей массе преподавателей. В начале 43-го зам. директора по учебной части И.3. Деркачев был командирован в Москву для защиты диссертации. Студенты без зимних каникул вступили в следующий семестр. Наряду с этим продолжались дежурства по зданию и шефство над госпиталем.
В учебной части хронически не хватало писчей бумаги. В связи с этим дирекция обязала всю административную документацию писать на обеих сторонах листа. Студенты за неимением тетрадей писали на оберточной бумаге, на страницах ненужных книг между строк. Недоставало учебной литературы. Вот потому, наверно, лекции А.И. Петрова по аналитической геометрии, записанные прекрасным почерком на доске, запоминались не только на слух, но и зрительно.
Весеннюю сессию отодвинули на август, а до этого в июне нашу группу студентов физмата направили на лесозаготовки. В день каждому полагалось выдать на-гора 3 - 4 кубометра уже уложенных после распиловки в штабеля дров... Обо всем этом вспомнилось, когда читала в книге приказов от 5 июля 1943 года следующее: "За отличное выполнение задания и перевыполнение плана заготовки топлива объявить благодарность руководителю группы Н.С. Гиневу и благодарность всем студентам, участвовавшим в работе".
Летом 1943 года впервые на I курс было зачислено 190 студентов на факультеты исторический, русского языка и литературы, физмат.
Как и раньше, во всём сказывалось тяжелое военное время. Выдача топлива техническим работникам была строго регламентирована: в день на одну печь не более 10 кг дров. К 1 ноября появился приказ: отапливать все комнаты, чтобы было тепло. Появляется постановление САК СССР об установлении стипендий всем успевающим студентам с 1 октября 1943 года (они были отменены с октября 1940 г.). Плата за обучение по-прежнему бралась за год в сумме 150 рублей.
В связи с возвращением из эвакуации Орловского пединститута возникла конкуренция при наборе студентов, усугубляющаяся еще и тем, что Орловский институт в течение года должен был пребывать здесь же, под одной крышей с ЕУИ. У многих из ельчан появилась перспектива получить законченное высшее образование. Соблазнилась на это и я вместе с другими. К этому времени погиб под Смоленском мой отец...
Л. ГОРСКОВА
«Красное знамя» №188 (18520) 23 ноября 1999 г.